Дети

Дети и гаджеты: как предотвратить зависимость и научить бережному обращению

Дети сегодня начинают взаимодействовать с гаджетами с пеленок — и это неудивительно: технологии слишком плотно вошли в нашу жизнь. Да, умные устройства открывают массу возможностей и упрощают многие повседневные дела. Но специалисты по развитию детей настроены не так однозначно: слишком глубокое погружение ребенка в мир гаджетов чревато развитием психологических проблем, возникновением зависимости и ухудшением успеваемости. О том, как научить ребенка ответственному обращению с современными технологиями, читайте в статье.

Почему гаджеты вредны?

Ответ на этот вопрос разделим на две части.

Сперва поговорим о совсем маленьких детях — возрастом до пяти лет. На этом этапе развития основная задача ребенка — сформировать картину окружающего мира. Для этого дети должны трогать, щупать, пробовать на вкус, нюхать и т. д. Какими бы умными ни были гаджеты, они не могут обеспечить полноценную обратную связь: взаимодействие с картинкой на экране не особо поможет ребенку узнать что-то новое об устройстве мира вокруг. Поэтому маленьким детям лучше не давать гаджеты вовсе. Либо позволять играть в развивающие игры, но не более получаса-часа в день.

Первые 3 года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.

Если же речь идет о детях постарше, учениках начальных классов и подростках, основная угроза чрезмерного использования гаджетов становится другой. Наш мозг устроен так, что за каждое выполненное дело он награждает себя выбросом гормонов подкрепления — например, дофамином. Но психике нет разницы, о каком деле идет речь: о решенной задаче или об очередном просмотренном ролике в ТикТоке. Так постепенно формируется зависимость: смотреть ролики в ТикТоке куда приятнее и проще, чем решать задачи. В итоге у ребенка портится способность концентрировать внимание, теряется мотивация к учебе, падает успеваемость.

Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете.

При этом не нужно думать, что проблему можно решить полным запретом гаджетов. Девайсы — это просто инструмент, который дает доступ и к просмотру контента, и к массе других возможностей. И чтобы помочь ребенку не впасть в зависимость, важно показать, как использовать этот инструмент грамотно.

Задайте разумные лимиты на использование гаджетов

Здесь важно учитывать потребности ребенка и тот контекст, в котором он находится. Сегодня дети общаются друг с другом и даже с учителями через чаты в мессенджерах. Там они обмениваются домашними заданиями и вопросами по ним — странно лишать ребенка этой возможности, полностью ограничивая время, проводимое за девайсом.

Читайте также:
Чему дети учатся у взрослых, а взрослые — у детей?

Сегодняшние гаджеты — на базе как iOS, так и Android — дают возможность устанавливать временные ограничения на отдельные приложения и/или категории приложений. И если доступ к мессенджерам лучше не перекрывать, то на игры или соцсети можно установить лимиты. При этом важно, чтобы ребенок не воспринимал это как наказание. Объясните, что ему все еще доступна масса других приложений и занятий, а время за гаджетом можно проводить с пользой.

Научите ребенка грамотно планировать время и задачи

Установите дома правило, что свободное время в компании гаджета можно проводить только после того, как сделаны все важные дела: уроки выучены, а кружки посещены.

Важно не превратить эту практику в наказание или поощрение — например, за успех в выполнении домашнего задания. Ребенок должен чувствовать себя уверенно и понимать, что, даже если он принес из школы двойку, его не станут наказывать принудительным цифровым детоксом. При таком подходе гаджет не станет тем самым запретным плодом, а будет восприниматься лишь как одно из занятий в течение дня.

При этом на примере с гаджетом можно объяснить ребенку, как важно грамотно планировать свое время и чувствовать ответственность за соблюдение собственного расписания. Ведь только от самого ребенка, скорости и качества выполнения домашнего задания зависит количество времени, которое можно будет уделить отдыху и просмотру контента в онлайне.

Кроме того, следует ввести еще одно правило — запрет на использование гаджетов во время еды, в ванной комнате и в кровати перед сном. Причем этому правилу лучше следовать всем членам семьи: кроме того, что вы станете для своего ребенка хорошим примером, такие ограничения положительно скажутся на здоровье психики.

Еще одно место, где гаджеты лучше не использовать, особенно если речь идет про ученика младших классов, — это школа. А чтобы ребенок все-таки оставался на связи с родителями, альтернативой телефону легко станут детские умные часы. Эти устройства оснащаются сим-картой, могут использоваться для звонков и обмена сообщениями, а также в реальном времени передают на смартфон родителя информацию о геопозиции ребенка — так что можно не переживать, если юный ученик сам добирается домой после занятий. А у Philips W6610 помимо перечисленных выше функций есть и встроенная камера — она позволяет созваниваться с родными по видеосвязи.

Philips W6610 обладают возможностями телефона: в часах есть слот для сим-карты, поддерживаются сети четвертого поколения. На устройство можно позвонить и поговорить с ребенком, а также узнать, что происходит вокруг него.

Направляйте ребенка к полезному контенту

И игры, и соцсети могут быть полезными.

Так, вместо «тыкалок» и «три в ряд» предложите ребенку поиграть в логические головоломки или игры, направленные на развитие математических способностей или изучение иностранных языков. Вы даже можете составить ребенку компанию — так помимо всего прочего покажете ему, что интересуетесь его увлечениями.

Предлагайте детям к просмотру образовательные мультфильмы и документальные фильмы — например, про космос или океанские глубины. А в социальных сетях делитесь аккаунтами, которые помогут расширить кругозор и развить насмотренность. Если ребенок стал интересоваться модой, вы можете присылать ему профили креативных дизайнеров и художников — кто знает, возможно, таким образом вы подтолкнете ребенка развиваться в интересующем его направлении.

Если ребёнок увлечён какой-то игрой, даже самой бесполезной, на первый взгляд, попросите его научить вас играть в неё. Так ребёнок сможет улучшить коммуникативные навыки и почувствует, каково это — объяснять и учить кого-то.

Наконец, покажите ребенку, что смартфон или планшет — по-настоящему универсальный инструмент. Если ребенок стал интересоваться фотографией или видеоблогингом, познакомьте его с программами для обработки кадров и монтажа. Поощряйте его интерес и при покупке следующего устройства отдайте предпочтение модели с хорошей камерой. Например, Xiaomi Redmi Note 12 — его основная камера имеет разрешение в 200 Мп и позволяет делать контрастные и яркие снимки.