Восточные школы философии смотрят на конфликты, и даже на само понятие победы над врагом, совершенно иначе, нежели западные. В частности, победой вовсе не считается уничтожение врага или лишение его чести и достоинства.
Победить – означает нейтрализовать тех, кто хочет причинить вред, и, если возможно, сделать это таким образом, чтобы превратить врага в друга.
Для нас подобный подход к конфликтам может показаться очень странным, если не сказать хуже. К сожалению, большинство людей считают, что победа над своим врагом — это нечто, способное само по себе принести неподдельную радость и счастье (вне зависимости от того, каким именно методом была достигнута эта победа).
Это мнение проистекает из довольно пагубной идеи того, что якобы результат важнее пути, который к нему привел. Неудивительно, что для них месть и злорадство становятся важнее личностного роста.
«Даже ваш худший враг не может причинить вам столь же сильный вред, как собственные неосторожные мысли», – Будда.
Проблема в том, что победа над врагом с помощью негативных, агрессивных и полных насилия средств приносит лишь очень временный и весьма относительный триумф. Когда мы пытаемся расправиться с врагом, не стесняясь в средствах, то не только причиняем вред обидчику, но и подкармливаем скрытую в глубине своей души ее самую негативную часть.
Да, одержав победу такими средствами, мы можем испытать краткосрочную радость и удовлетворение, но одновременно укрепляем все деструктивные эмоции, которые до этого таились у нас внутри.
С каким противником мы сражаемся – внешним или внутренним?
Враги могут быть как внешними, так и внутренними. Дзен говорит нам о том, что внутренние враги зачастую оказываются намного опаснее и разрушительнее, чем внешние. К числу внутренних врагов относятся такие эмоции, как гнев, гордыня, ненависть и так далее.
Все эти эмоции способны ослепить, намного ограничив выбор и заставить совершать поступки, идущие вразрез с собственным благополучием и убеждениями.
Внутренний враг способен ударить нас в самое уязвимое место. И делает это в самый неподходящий момент.
Внешние же враги, если и обладают властью над нашей жизнью и внутренним миром, то власть эта довольно незначительна – если только мы сами не будем придавать им слишком большого значения.
Внешние враги начинают одолевать нас лишь тогда, когда им удается пробудить в нас внутренних врагов. Почему? Да потому, что когда мы охвачены гневом или ненавистью, лишаемся нашего самого главного преимущества: интеллекта.
Таким образом, главное, чему учат философские школы Востока – это то, что мы не можем по-настоящему победить внешнего врага, если сперва не победим внутренних.
И если мы не сделаем этого заблаговременно, то во время конфликта полностью подчинимся влиянию и решимости внешнего врага. Мы своими руками подносим ему победу. На блюдечке с голубой каемочкой.
Истинный враг
Философская школа дзен-буддизма также старается помочь нам понять, кто же в действительности является настоящим врагом. Она указывает на то, что в большинстве случаев это вовсе не тот завистливый, эгоистичный или излишне амбициозный человек, который пытается вам навредить.
На самом деле настоящий и самый опасный враг – это те негативные эмоции, с которыми нам приходится иметь дело. Те самые эмоции, которые таятся и внутри нашей души. Те самые эмоции, которые могут пробудиться в самый неудобный момент… если мы позволим им это сделать.
«Направить человека на путь зла способен лишь его собственный разум, но не его враг или противник», – Будда.
Для того, чтобы победить врага, мы должны преодолеть эти чувства и эмоции вне зависимости от того, кто является их вместилищем, и на кого они направлены. Дзен-буддисты считают, что наши поступки могут привносить в этот мир либо порядок, либо хаос. И лишь от нас зависит, что именно.
Любой активный конфликт неизбежно приводит к хаосу, который рано или поздно влияет на нас – и, как вы догадываетесь, влияет отнюдь не положительно. Каждое действие вызывает свою реакцию, а это означает, что полные ненависти действия лишь делают эту ненависть больше. И как знать, в какой момент она обратится и на вас самих?
Дзен-буддизм учит тому, что мы должны усмирить своего врага – но не побеждать его. Любой конфликт на самом деле лишен всяческого смысла, он отнимает у нас силы, время и энергию, и не дает ничего, лишь приближая мир еще на волосок к разрушению.
Как победить врага
В соответствии с учением дзена, каждое действие, направленное на победу над врагом, должно быть нацелено на то, чтобы нейтрализовать его. Нейтрализовать – значит блокировать их возможность причинять вред вам.
К примеру, если кто-то отпускает в вашу сторону оскорбительный комментарий, но вы попросту отказываетесь оскорбляться, можно поздравить – вы только что успешно нейтрализовали этого врага.
Лучшая стратегия для этого – заставляющая врага понять, что он лишь зря тратит свое время и усилия, а его ненависть бессмысленна, так как не причиняет вам никакого вреда.
И если кто-то желает вам зла, но вместо того, чтобы отвергать его и отстраняться от него, вы прилагаете усилия к тому, чтобы понять его, и в конечном итоге превращаете его в друга, или, по крайней мере, в нейтральную сторону, это тоже делает вас победителем. Как вы видите, для этого вовсе не нужно причинять вред в ответ.
О бесплодности конфликта знают не только последователи дзена, но и мастера боевых искусств: им отлично известно, что лучший способ победить – это и вовсе избежать боя. И истинной победой является та, в результате которой обе стороны получают возможность чему-то научиться и стать лучше.