В 1985 году фильм «Зимняя вишня» был лидером российского проката. Сцена, где героиня оставляет в машине своего иностранного жениха Гилберта, берет сына и бежит к своему запутавшемуся, женатому Вадиму, заставляла плакать тысячи женщин. «Ну и кино! Все как в жизни», — говорили зрители, и не догадывались, насколько они правы. Сценарист «Зимней Вишни» Владимир Валуцкий просто по‑честному рассказал все, как было. Рассказал про себя, свою жену, великолепную Аллу Демидову и про малоизвестную актрису Надежду Рябову.
Вечер в Ялте
Карьера в кино у Надежды не сказать, чтоб сложилась — пожалуй, эпизод в «Служебном романе», где она обсуждает по телефону с героиней Лии Ахеджаковой «вон ту, в жутких розочках» — ее самая узнаваемая роль. Но тогда, в самом начале этой истории, она не думала о карьере: ехала в Ялту на съемки мюзикла, дома ждали муж и годовалый сынишка, и казалось, ничто не может омрачить эту безмятежную, солнечную, счастливую жизнь.
В Ялте, в кафе «Ариадна» Надежду познакомили с Валуцким: тогда уже вышли фильмы, снятые по его сценариям, и в их числе были «Начальник Чукотки» и «Семь невест ефрейтора Збруева». Они долго ходили по набережной, говорили, не останавливаясь. Была удивительная радость узнавания: как будто встретила кого-то, кого давно знала и по кому очень скучала. Она взяла его телефон, пообещала звонить.
Две женщины
Владимир Валуцкий был женат, и не на ком-нибудь, а на гениальной, недоступной, загадочной, всеми уважаемой интеллектуалке Алле Демидовой. Если Алла Сергеевна и догадывалась, что муж завел роман на стороне, то до скандалов и выяснения отношений не опускалась. Рецензенты не зря писали: «Императрица! В этой женщине нет ничего бабьего».
А Надежда была обычной, земной женщиной, «со всеми недостатками, слезами и припадками». Она скучала по своему новому другу, радовалась редким встречам.
Иногда не выдерживала, звонила из автомата на углу. — Да, Михаил Юрьевич. Рад вас слышать, — отвечал Валуцкий сухим голосом, и Надежда понимала: рядом с ним жена. Сейчас он повесит трубку и неловко пошутит: опять Лермонтов звонил! Да, Михаил Юрьевич. Рад вас слышать, — отвечал Валуцкий сухим голосом, и Надежда понимала: рядом с ним жена. Сейчас он повесит трубку и неловко пошутит: опять Лермонтов звонил!
Роман протекал бурно — влюбленные ссорились, мирились, ревновали, целовались. Вскоре после знакомства со сценаристом Надежда развелась с мужем Андреем Разумовским, с которым они были вместе с первого курса ВГИКа. Валуцкий все время повторял: «Малыш, мы будем вместе, ты родишь мне дочку! Завтра я поговорю с женой!». Это «завтра» растянулось на 14 лет, и с женой он так и не поговорил.
«Малыш, мы будем вместе, ты родишь мне дочку! Завтра я поговорю с женой!».
Однажды Надя рассказала Валуцкому, как купила сынишке мороженой вишни и сочинила для малыша историю: мол, каталась на лыжах, и нашла в лесу зимнюю вишню, все дерево в ягодах.
— Зимняя вишня. Интересно, — хмыкнул сценарист.
Все как в жизни
В сценарии «Зимней вишни» он потом расскажет все, что с ними было. Опишет соседок Нади с неустроенной личной жизнью, и иностранца с предложением руки и сердца. Только в фильме был Гилберт, который работает в Швейцарии, а в жизни — итальянец.
Он звал Надежду замуж, предлагал уехать в его веселую солнечную страну. Она раздумывала, а Валуцкий просил не уезжать, поверить ему, обещал, что теперь точно разведется. Конечно, она отказала итальянцу. Конечно, Валуцкий никуда не ушел от своей жены.
Был еще один момент в этой истории: сценарист обещал Надежде, что главную роль в «Зимней вишне» сыграет она. Но на роль Ольги они с режиссером пригласили ослепительную Наталью Андрейченко. А когда та решительно бросила все и уехала в США с Максимилианом Шеллом, позвали ироничную, интеллигентную Елену Сафонову.
После этого Надежда больше не станет видеться со своим сценаристом. О главной любви своей жизни напишет книгу «Всё к лучшему. История любви, которая легла в основу фильма «Зимняя вишня» и снимет фильм «Мне не забыть, не простить».
У Владимира и молоденькой сотрудницы «Театра на Таганке» родится дочка, но от жены он все равно не уйдет. Но это уже другая история. А эта останется жить в одном из лучших фильмов, где женщина пытается убежать от своего горького, краденого счастья. Звучит прекрасная мелодия Владимира Дашкевича, героиня смотрит на героя, смотрит, не может оторвать глаз.