У детей младшего школьного возраста, а иной раз и у детей среднего звена, часто возникают трудности на уроках математики, особенно если дело касается устного счета. Все потому, что устный счет — это сложный психический процесс. Чтобы овладеть навыками устного счета, ребенку необходимо иметь очень хорошую базу. В первую очередь, речь идет об объеме внимания и памяти.
В норме к 6-7 годам объем внимания и памяти должен достигать 7-8 единиц.
Поэтому, если родители хотят научиться своего ребенка быстро считать в уме, то нужно развивать внимание и память дошкольника. Ежедневно выполняя вместе со своим чадом простые упражнения и задания, мамы и папы помогут ребенку одолеть устный счет.
Расскажем о 8 эффективных упражнениях, которые обязательно нужно взять на вооружение.
1. «Что изменилось?»
Внимание и память — две неразлучные подруги. Поэтому, если развиваете внимание, значит, автоматически тренируете память. И наоборот. В игру «Что изменилось?» можно играть где и когда угодно. Например, по дороге из дома в детский сад или магазин.
Условия простые. Ребенку нужно запомнить все, что привлекло его внимание, пока он шел из пункта А в пункт Б. Это могут быть как машины и животные, так и количество детей на площадке или узор на доме. Родителю на первом этапе игры нужно помогать своему чаду наводящими вопросами и самому акцентировать внимание на каких-то предметах. Задавайте своему чаду, например, такие вопросы: «Что это за собака?», «Какого цвета был проехавший автомобиль?», «Сколько дорожных рабочих латают яму на дороге?» и так далее.
Второй этап — это обратная дорога. Спросите у ребенка, что изменилось к этому времени и сами ему немного подсказывайте. Отметьте, что дорожных рабочих уже нет, что сейчас вам навстречу идет дама с собакой уже другой породы и так далее. Совместно с ребенком найдите как минимум 5-6 отличий. Постепенно увеличивайте их количество до 7-8 и с каждой игрой проявляйте все меньше инициативы.
2. «Найди отличия»
Для устного счета необходимо иметь представление о числах и цифрах, а также умение сравнивать количество предметов. Чтобы научить ребенка быстро находить сходства и отличия, дайте ему две карточки, изображения на которых очень похожи. Отличия можно найти только при детальном рассмотрении. Именно с этой задачей и должен справиться ребенок. И чем чаще он будет выполнять такие задания, тем лучше разовьются его внимание и память.
3. «Соотнеси количество»
На подготовительном этапе важно научить ребенка соотносить количество тех или иных предметов с цифрами. В этом помогут игры в домино, карточки с цифрами и большое разнообразие игрушек и предметов в квартире. Заранее нужно подготовить карточки с цифрами от 1 до 9 и числом 10. Каждая карта должна быть в трех экземплярах.
После попросите ребенка найти в комнате мяч или куклу и положить рядом с ними соответствующую карточку с цифрой. Если мячей два, значит, цифру 2, если кукол пять, значит, цифру 5 и так далее. Когда ребенок усвоит такие манипуляции с предметами и карточками, можно переходить к заданиям на листе бумаги, где ему нужно будет провести линию от цифры к картинке, на которой нарисовано соответствующее количество предметов.
4. «Сложить или вычесть»
Ребенок должен понимать значение каждого математического действия и уметь пользоваться словами-синонимами, обозначающими тоже самое действие. Помочь ему разобраться с этим поможет, например, уборка. Когда он в очередной раз раскидает игрушки по комнате, скажите ему: «Собери машинки и куклы в коробку». И после сопровождайте этот процесс счетом и общением с ребенком. Например, можете сказать: «Коробка пустая, но ты положил в нее 2 игрушки. Теперь там 2 игрушки. Потом ты положил\добавил еще одну игрушку, и в коробке их стало уже 3».
Этот несложный метод также способствует обучению ребенка считать в уме, ведь, если ввести такую полезную уборку в привычку, то он машинально будет считать, сколько игрушек уже убрано, а сколько все еще валяются по квартире.
5. «Числовые домики»
Также научить ребенка быстро считать в уме помогает знание составов чисел в пределах 20. Запомнить их поможет игра «Числовые домики». По условиям, ребенку нужно расселить жителей (цифры) по этажам, чтобы количество жильцов соответствовало номеру этажа, например. Когда ребенок до автоматизма усвоит состав чисел, то можно во время прогулки попросить его сложить цифры номера первой попавшейся машины.
Сначала можно складывать только 2 числа, после, когда станет понятно, что ребенок ловко справляется с этой задачей, следует добавлять третье. Еще можно вместе с малышом считать количество букв в словах, которые привлекут ваше внимание, а затем складывать их. Также для развития устного счета подойдут любые настольные игры, в которых необходимо подсчитывать результаты.
6. «Покупатель — продавец»
Ребенок быстрее научится оперировать полученными знаниями о составе числа, когда это касается либо его самого, либо, когда эти знания можно применить сразу на практике. Игра «Покупатель — продавец» — хороший способ научить устному счету. Представьте, что вы с ребенком находитесь в магазине, и все, что вы видите вокруг — это товары. Чтобы было легче фантазировать, можно на каждый предмет развесить ценники.
Во время игры можете пользоваться как настоящими деньгами, так и игрушечными, сделанными самостоятельно. Сначала ребенок будет играть роль покупателя. После того как он выберет товар (лучше начинать с двух предметов), попросите посчитать его стоимость. Когда он начнет делать это шустро, можно усложнить игру. Например, предложить посчитать, сколько у него осталось денег после расчета с продавцом.
Когда ребенок будет играть роль продавца, ему придется выполнять те же алгоритмы, но в этом случае уже придется считать, сколько денег нужно вернуть покупателю.
7. «Математические пазлы»
Когда ребенок усвоил состав чисел и знает про математические действия, то можно переходить к математическим пазлам и ребусам. Сразу сложные покупать не надо. Сначала родители вообще могут сами сделать пазлы. Для этого нужно взять любую картинку из календаря или обложку журнала, наклеить ее на плотный картон или бумагу для черчения, а потом расчертить на обратной стороне горизонтальные и вертикальные линии. В каждом квадрате нужно написать числа не по порядку. Это будут ответы на примеры. И финальный этап — разрезать картинку по квадратикам.
Сами примеры нужно написать на чистом листе. Его также нужно разделить на крупную клетку. Задача ребенка прочитать пример, посчитать результат и найти соответствующий ответ среди цветных квадратиков. В итоге он должен собрать картинку.
8. «Ментальная арифметика»
В последнее время большим спросом пользуются занятия по ментальной арифметике. Это довольно необычный способ обучения устному счету. При грамотном подходе ребенок действительно научится быстро считать, но необходимо учитывать несколько важных моментов:
- Во — первых, нужно понимать, что это лишь один из способов обучения ребенка устному счету, который может подойти далеко не каждому малышу.
- Во-вторых, данный способ обучения не соответствует школьным требованиям Российских программ. Дошкольнику, который научился считать данным способом, будет сложно соответствовать требованиям в школе. В том числе это касается письменного оформления математических вычислений, ведь в школе требуют показать все расчеты ребенка.
- В-третьих, родителям нужно спросить себя: «А действительно ли моему ребенку нужна такая скорость при вычислениях? Какую цель я преследую?». Дело в том, что обучение ментальной арифметике происходит сначала все также на наглядном материале — счетах-абакусе, которые в дальнейшем убирают. Мы используем для счета игрушки, палочки, карточки и т.п. и также уходим от работы непосредственно с ними к абстрактным вычислениям.