Не меньше прилетело «Москва слезам не верит» и, конечно, «Иронии судьбы». Там вообще всех надо лечить и немедленно. И инфантила Лукашина, и фрустрированную Надю, и истеричного Ипполита. Чему вы радуетесь? Это же не новогодняя комедия, а большая медицинская энциклопедия, раздел «мы все умрём, это не лечится!» И все такие: дададада, мы и сами давно подозревали, что кино-то говно! А сорок лет его смотрим и ржём, потому что раньше других фильмов-то и не показывали. Но в душе мы всегда знали, что это очень мрачный и патологичный фильм. Ни за что не покажем его своим внукам. Потому что дети наши, к сожалению, тоже двадцать лет подряд этот кошмар смотрели, и ничего тут не исправить уже.
Я вот сейчас говорю не как сценарист, а как обыватель, который больше тридцати лет, каждый Новый Год, смотрит Иронию судьбы, и радуется.
Знаете, почему? Потому что там Новогодний Дух. Может быть, потому что ты с детства привык к тому, что Новый Год начинается с этого фильма. Может, потому, что его можно смотреть в любом возрасте, и каждый раз — как заново. Акценты смещаются. Если в детстве ты смеялся над «Что вы меня всё время толкаете? Толкачи какие-то», то сейчас мне смешно смотреть на Талызину и Ахеджакову — это вот такой нестареющий собирательный образ подруг незамужней женщины.
И разбирать под микроскопом почти сорокалетнего инфантила Лукашина, до сих пор живущего с мамой, и возле её юбки — совершенно не хочется. У нас так вся страна жила. Откуда у Лукашина возьмётся отдельная квартира, если он врач в районной поликлинике, неженатый и без детей?
Мне не жалко Галю, которую бросили в новогоднюю ночь. Потому что всё равно у них был бы фиктивный брак. «У нас возраст, а ты мне более-менее подходишь. Давай поженимся и встанем в очередь на квартиру».
Мне не жалко Ипполита — такого серьёзного, надёжного, за которым как за каменной стеной. Не жалко. Потому что он царь. Есть такая категория мужиков: цари. Они знают, что они — лучшие из представителей человекообразных мужского пола, и впадают в когнитивный диссонанс, если едут на рыбалку, плывут по озеру в лодке, говорят вслух «Ты мне нравишься, рыба. Прыгай ко мне» — а рыба почему-то не прыгает. Слепая что ли? А зачем же ты живёшь вообще тогда, если не ради того, чтобы я сам (заметь, сам!) к тебе приплыл и сказал, что готов, так уж и быть, взять тебя в свою лодку?
Не люблю царей.
И для меня смысл фильма в том, что влюбиться за одну ночь могут не только 20-летние, переполненные гормонами и эмоциями. Влюбиться можно в тридцать. В сорок. В пятьдесят.
Вопреки всему. И гормоны в тебе уже не бушуют, и бросали тебя раз десять уже, и ты давно живёшь в режиме Лепса: «Я тебе не верюююююююю!»но вдруг хоп — и всё. И люди отменяют свадьбы, уходят из семей, ломают чужие…
Хорошо ли это? Со стороны — ужас. Ужас, предательство и мерзость. Брошенные жёны рыдают, брошенные мужья бухают, общественность негодует.
А вот меня тоже муж бросал. Служебный роман у него на работе случился 16 лет тому назад. Он женат и у него сын, она замужем и у неё дочь. Все поразводились, пересрались, общественность негодовала, а мужик уже 16 лет живёт с той женщиной и счастлив.
Или вот дядька мой пошёл 8 марта за хлебушком. Супруга послала батон купить. А он в дверях какую-то тётеньку толкнул нечаянно, она торт уронила, дядька извинился и новый торт ей купил. И до дома её проводил. И обратно уже не вернулся. Это 40 лет назад было. До сих пор с той женщиной живёт, двое детей и внуки у него. А сколько слёз моей тёткой было пролито! Потом она тоже замуж вышла за дядю Володю, и до самой смерти с ним прожила в радости. Умерли не так давно, и практически в один день.
Кстати, когда, лет шесть спустя после развода, мой муж чота вдруг решил ко мне обратно вернуться — общественность очень негодовала: ты ж женатый человек! Как тебе не стыдно к бывшей бабе яйца катить при живой-то супруге, негодяй!
Так что общественное мнение — оно такое… Оно как проститутка. Вам важно мнение проститутки?
Я вовсе не призываю к изменам, к разрушению семей, и не оправдываю никого. Я вообще, вон, начала про фильм, а потом меня понесло чота.
Я просто хочу сказать, что не нужно быть той самой общественностью, и разбирать чужие отношения под микроскопом. Никто не знает: может, оно и к лучшему вообще? И именно из-за мнения общественности люди перестали влюбляться. Даже если ты холостой, а она разведёнка — в сорок лет влюбляться уже неприлично. Вы хотите намекнуть, что у вас в этом возрасте ещё и секс какой-то может быть?! Вы с ума сошли?
Вот именно поэтому я люблю фильм Ирония судьбы. И Москва слезам не верит.
А общественность пусть и дальше брызжет слюной и стучит большой медицинской энциклопедией.
Я — не общественность.
Влюбляйтесь.
Автор: Лидия Раевская