Иногда история на экране помогает понять какое-то явление лучше, чем десять лекций или статей. Специально, чтобы рассказать всё о систематическом насилии, мы собрали для вас дюжину фильмов.
100 футов
Это фильм ужасов с призраками — но это одна из самых реалистичных картин о мужчинах, которые убивают жён, и женщинах, которые убивают мужей. Главная героиня, Марни, приговорена к домашнему аресту — она не может отойти от обозначенной в её доме точки дальше, чем на сто футов, за чем следит электронный браслет у неё на лодыжке.
Проблема в том, что убитый ею муж, полицейский с наклонностями садиста, намерен завершить своё дело и забить Марни до смерти. Пока он снова преследует Марни, она переживает весь кошмар своей семейной жизни по второму разу. Тем временем полицейский, который должен её охранять — друг её покойного мужа — не упускает случая обвинить её в убийстве.
По большому счёту, фильм о том, что урон, которые получает жертва насилия, не заканчивается после того, как она вышла из отношений.
Бывший будет преследовать и пытаться убить (это не преувеличение — большинство убийств в отношениях совершаются во время расставания), общество — обвинять, а старые раны — не давать покоя. Не стоит смотреть этот фильм, если у вас свежи воспоминания о бегстве от тирана.
Жизнь этого парня
Хотя есть немало мужчин, заменивших отца детям своей жены и ставших им родными, к сожалению, многие отчимы делают жизнь невыносимой — и эта ситуация нередка. Один из первых фильмов Леонардо ди Каприо в тандеме с де Ниро показывает историю семьи из матери и сына после того, как мать впустила в свою жизнь и свой дом тирана.
Естественно, мать главного героя, Кэролайн, вовсе не пыталась выбрать изверга себе на голову. Напротив, она влюбилась в обаятельного, умного мужчину, который умел говорить добрые слова.
Тем труднее ей принять тот факт, что её новый муж — не просто некоторое время пребывает в дурном настроении, а намеренно издевается над родными детьми, пасынком и женой. По счастью, в конце концов мать Тоби (героя ди Каприо) находит в себе силы посмотреть в глаза правде и разорвать ужасную ситуацию.
Жертва
Индийское кино последних лет много и активно раскрывает тему насилия в обществе и в семьях. Один из самых ярких фильмов — «Жертва» с Кариной Капур и Саифом Али Кханом. Поразительный контраст похожего на романтическую комедию начала фильма, триллера его середины и высокой трагедии финала заставляет картину надолго врезаться в память.
Современная, умная, красивая, сильная девушка Авантика выходит замуж за коллегу, мусульманина Эхсаана, и переезжает с ним в Америку. Её муж выбирает дом в мусульманской общине, где всё поначалу кажется очень милым, хотя и чрезмерно, до лубочности, традиционным. Но там, где жестки традиции, процветает и жестокость. Жители общины оказываются религиозными фанатиками и более того, часть из них — террористы.
Фильм очень многое рассказывает о корнях и видах жестокости, о том, как сильная женщина может оказаться в безвыходной ситуации, об опасностях для женщин в жёстко традиционных общинах и о том, как бывает тонка грань между заботой и пленом. Можно сказать, что он заканчивается хорошо, если бы не количество смертей в финале.
Повар, вор, его жена и её любовник
Классика кинематографа не только в теме насилия, но и вообще. Смотреть этот фильм очень тяжело психологически в том числе именно из-за того, насколько нарочито красиво он снят. А некрасиво быть не могло — один из главных героев, опасный нарцисс и преступник, любит окружать себя красивыми вещами.
В том числе живыми игрушками вроде жены Джорджины, над которой он, как и над всеми, кто оказывается достаточно близко, с наслаждением издевается.
Однажды Джорджина позволяет себе влюбиться в другого мужчину — умного, тонкого, нежного, чуткого, и её муж, конечно, убивает его возлюбленного. Это становится последней каплей. Джорджина собирает всех, над кем на её глазах издевался муж, чтобы угостить тирана ужасным ужином.
Возьми мои глаза
У испанского кинематографа — свои любители, которые неизменно предпочитают его стиль голливудскому. Тем более, что темы он поднимает те же — и порой рассказывает о них выразительнее. Вот и тут довольно обычное начало сюжета — женщина убегает от мужа, взяв с собой ребёнка. Но бывший находит и начинает преследовать, обещая исправиться и умоляя вернуться.
Конечно, после того, как она ему верит и возвращается, он просто продолжает унижать её — вот о чём редко предупреждают голливудские фильмы, в которых сильная женщина порывает полные насилия отношения обязательно навсегда и решительно. В конце героиня вновь пытается расстаться с мужем, и мы все надеемся, что теперь-то успешно.
Сокровище
Очень тяжёлый фильм со сценами физического, психологического и сексуального насилия. Девочка-подросток по прозвищу Сокровище вызывает мало сочувствия у окружающих. Она очень полна и угрюма, из неблагополучной семьи чернокожих, и к тому же с малых лет рожает ребёнка за ребёнком, словно её жизнь ничему не научила с первого раза. Кроме того, несмотря на ум, она, похоже, так ленива, что не может справиться со школьной программой.
Неравнодушные учительница и социальная работница раскручивают её историю шаг за шагом, и мы узнаём ужасную изнанку: Сокровище много лет насилует её собственный отец, а мать, пытаясь изуродовать дочь в глазах мужа, раскармливает её и постоянно обвиняет. Домашняя обстановка такова, что Сокровище не может нормально учиться. Хуже того, в какой-то момент девочка узнаёт, что отец заразил её ВИЧ.
Увы, но история семейного насилия со стороны очень часто выглядит как «всего лишь» проблемное поведение ребёнка — несдержанность (в еде или половая), лень, угрюмый или вспыльчивый характер. Фильм напоминает нам об этом.
В постели с врагом
Один из самых известных и показательных фильмов о том, как женщина становится жертвой тирана у себя дома. В главной роли — Джулия Робертс. Молодая семейная пара, Лора и Мартин, кажется всем почти идеальной. Трудно представить, что каждый раз, подходя к двери своего дома, Лора обмирает от ужаса при мысли о встрече с Мартином.
Лоре удаётся инсценировать свою гибель и начать новую жизнь, спрятавшись от садиста — но однажды прошлое настигает её, и знакомый старый ужас входит с ним в её жизнь.
Женщина как собственность, как статусная вещь, чтобы хвастаться, как некто, кого можно избить, чтобы насладиться властью или сорвать злость — частая ситуация, и столь же часто она скрывается за фасадом «крепкой семьи». Мужчина скрывает ради имиджа, женщина — из стыда. Побег так часто нереален, что для некоторых кошмар не кончается никогда.
Стеклянный замок
Самая редко обговариваемая форма насилия — неглект, то есть пренебрежение базовыми потребностями члена семьи, который от тебя сейчас или вообще зависит. Фильм «Стеклянный замок» по одноимённой книге рассказывает о жизни детей в семье, которая настолько гналась за мечтой, что полностью отрицала всё земное — в частности, нужду детей в еде, одежде, безопасности или банальном душе.
Из-за постоянного неглекта дети попадают в опасные ситуации или просто страдают. Но они поддерживают друг друга, и, когда находятся неравнодушные взрослые, стараются воспользоваться предложенной ими помощью как стартом. В результате всем удаётся сбежать из семьи в большой мир и наладить свою жизнь, но тяжёлые воспоминания о детстве их преследуют.
Клык
Гораздо более тяжёлый фильм об отце, который не хотел никуда выпускать своих детей. Греческая семья живёт в доме, который можно назвать полной чашей — с бассейном, садом и высоким забором. Родители говорят, что каждый из детей сможет выйти за забор после того, как выпадет первый взрослый клык. О большом мире они рассказывают странные вещи: самолёты — это игрушки в небе, кошки — кровожадны и опасны для людей, море (слово, которое можно встретить в учебниках) — это просто такое кресло.
Родители заботятся о детях, но им очень важна безграничная власть. Особенно отцу.
Из всей семьи право выходить за забор есть только у отца — он всех содержит своим трудом. Но однажды отец решает, что его сыну пора становиться мужчиной, и нанимает девушку для оказания сексуальных услуг. Девушка тайком показывает одной из дочерей фильмы и за это оказывается навсегда изгнана. А дочь наказывают, тем, что именно она теперь должна заменить ушедшую девушку в постели брата.
Метафорически (впрочем, такие случаи известны и в реальной жизни) фильм рассказывает о том, насколько опасна «забота», которая выражается в чьей-либо безграничной власти и изоляции — два типичных стремления каждого домашнего тирана.
Берлинский синдром
Вот ещё сюжет, взятый из жизни и превращённый в фильм ужасов. Молодая фотожурналистка ввязывается в роман с парнем, когда гуляет по Берлину. Ночь с ним так прекрасна, что девушка роняет фразу — мол, хоть никогда отсюда не уходи. Эту фразу парень использует как предлог и запирает свою гостью у себя дома.
После этого парень месяцами делает вид, что у него с пленницей — замечательный, полный любви роман, не забывая притом запугивать её и держать под полным контролем. Все попытки девушки сбежать проваливаются раз за разом. И всё же у фильма будет счастливый конец.
Долорес Клейборн
Экранизация самой знаменитой книги Стивена Кинга, посвящённой вопросу семейного насилия — кому, как не мастеру ужаса, обращаться к этой теме. Долорес Клейборн обвиняют в убийстве её нанимательницы, Веры Донован. Клейборн не прочь рассказать об убийстве… только речь заходит о том, на которое истёк срок давности — об убийстве мужа. Коварно? Пугающе хладнокровно? Но перед этим убийством были долгие года издевательств, против которых женщина решилась восстать только тогда, когда поняла, что её муж домогается их дочери.
Степфордские жёны
Если выбирать из двух вариантов фильма, то о семейном насилии больше расскажет первый, нежели яркий современный римейк с хэппи-эндом. Он о том, что насилие не всегда совершается ради того, чтобы упиваться чужим несчастьем. Иногда это равнодушное овеществление женщины просто для того, чтобы она была удобной.
Какая разница, счастлива ли жена, если она улыбается? Глядя на фильм, вспоминаешь, что в соцсетях в восторженном описании некой секс-куклы, которая скоро заменит женщин вообще, трижды упоминается имитация оргазм. Какая разница, что он имитированный, верно?
Итак, семья из папы, мамы и ребёнка переезжает в городок Степфорд, где почти все женщины — идеально, улыбаются, следят за собой как в модных журналах и думают только о хозяйстве. В какой-то момент главная героиня узнаёт, что в город приезжают только те мужчины, которые хотят заменить своих жён куклами — почти точными внешне копиями со знакомым голосом, но с имитацией счастья вместо сложной гаммы эмоций и амбиций.