Психология

Гарвардский психолог говорит, что люди оценивают вас по двум критериям при первой встрече

Профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Кадди уже более 15 лет работает над изучением того, какое первое впечатление мы производим на других людей.

В своей новой книге «Присутствие [духа]. Как направить силы своей личности на достижение успеха» Кадди пишет о том, что первые два вопроса, на которые люди отвечают при встрече с вами следующие:

  • Могу ли я доверять этому человеку?
  • Могу ли я уважать этого человека?

Психологи трактуют это как поиски в другом человеке тепла и компетентности. Как правило, все мы хотим видеть в новых знакомых именно эти два качества, и желательно – одновременно.

Профессор Кадди отмечает, что большинство людей полагают, что самый определяющий фактор – это всё же компетентность. Вероятнее всего, потому что они оценивают человека с точки зрения босса, подчинённого или коллеги по работе. В конце концов, это действительно важно – когда рядом с тобой человек, с которым можно вести дело или выполнять сложный проект. На него всегда можно положиться и не ожидать неприятных неожиданностей.

Но на самом деле самыми важными факторами всё же являются тепло и доверие. Именно по ним нас оценивают люди при первой встрече.

«С точки зрения эволюции, – объясняет Кадди, – для нашего выживания важнее знать, заслуживает ли человек нашего доверия».

Действительно, для наших предков, которые жили в пещерах и охотились на мамонтов, пытаясь выжить, самой важной была уверенность в соплеменнике. Что с того, если человек компетентно разводит огонь и выделывает шкуру убитого дикого кабана, если он запросто может убить вас или украсть всё имущество и скрыться?

В своей книге Кадди исследует вопрос, как сохранять уверенность в себе, что бы ни случилось. Она о том, как установить подлинную, глубокую связь с другими людьми, ощутить себя всесильным и начать радоваться жизни в полной мере.

Читайте также:
12 психологически правдивых фильмов о домашнем насилии

«Помните, что мы стремимся не к власти над другими, а к власти над собой, то есть свободе от чужой власти», – подчёркивает автор.

Кадди говорит о том, что, хотя компетентность и очень важна, но только – после установления доверия. Потому что, если уж слишком зацикливаться на профессиональных качествах человека, считая их самыми важными, можно нажить много проблем и неприятностей.

Она говорит о том, что многие стажеры MBA (Master of Business Administration), изучающие управление бизнесом, настолько обеспокоены тем, чтобы их считали умными и компетентными, что зачастую не участвуют в социальной жизни, никогда не обращаются за помощью, и в результате – оказываются изолированными.

Эти нацеленные на победу и уверенные в себе люди получают самый настоящий шок, когда им никто не предлагает работу после окончания бизнес-школы. А всё дело в том, что ввиду их оторванности от мира людей, о них никто не знает и они никого не знают. Соответственно, они не вызывают доверия.

Вот почему Кадди пишет:

«Если человек, на которого вы хотите произвести впечатление, не доверяет вам, то вы не продвинетесь слишком далеко. На самом деле, скорее всего, наоборот – даже вызовете подозрения. Например, часто соискатели пытаются создать у работодателя положительное впечатление о себе.

А для этого – взахлёб рассказывают о своих достижениях либо старательно улыбаются и всё время заглядывают собеседнику в глаза. Результат обычно плачевен, особенно в случае длительных собеседований с опытными интервьюерами. Чем сильнее кандидат старается что-то изобразить и чем больше приёмов использует, тем скорей его сочтут неискренним человеком, манипулятором, а это не предвещает ничего хорошего.

А вот открытый, искренний, излучающий тепло человек – вызывает доверие и восхищение. И только после установления доверия, открываются все грани его профессиональности и компетентности».

Источник